Как провести укладку брусчатки на бетонное основание. Зачем нужно бетонное основание
- Как провести укладку брусчатки на бетонное основание. Зачем нужно бетонное основание
- Укладка брусчатки на раствор. Укладка плитки на раствор
- Технология укладки брусчатки на бетон. Нюансы устройства основания из бетона
- Можно ли укладывать тротуарную плитку на бетонное основание. Гранитная плитка
- Укладка тротуарной плитки старый город на бетонное основание. Преимущества и недостатки способа
- Как уложить плитку на бетон. Технология укладки тротуарной плитки на бетонное основание
- Укладка бетонной плитки на бетонное основание. Заливаем бетон для укладки тротуарной плитки
- Укладка тротуарной плитки на существующее бетонное основание. Технология жесткого подстилающего слоя из бетона
Как провести укладку брусчатки на бетонное основание. Зачем нужно бетонное основание
Традиционный вариант укладки на песчено-щебеночную основу не всегда является наилучшим. Например, при укладке плитки на бетонную дорожку, в месте парковки или пешеходной зоне с интенсивным движением. А также, это единственный способ создать мощение на пучинистом грунте, поскольку монолиту из бетона не страшны ни какие подвижки.
Под воздействием погодных условий плитка на бетонном основании не проседает Источник houseofdream.com.uaПод воздействием погодных условий плиточные элементы на песчано-гравийной подушке значительно проседают, причем не равномерно, образуя впадины, что сводит все работы по укладке к нулю. В случае с бетоном этого не произойдет, при верно проведенной укладке основание не даст плитке сдвинуться с места. Укладка тротуарной плитки на раствор позволяет добиться идеально ровной мощеной поверхности с четкими линиями.
Главный враг плитки – вода: замерзая, она расширяется и вытесняет элементы покрытия. Чтобы они не отвалились при первых же заморозках, необходимо обеспечить качественный отвод воды.
Процесс достаточно сложный, поэтому при больших объемах следует обращаться к специалистам с репутацией.
Плитка на уже существующем бетоне
Укладка тротуарной плитки на старое бетонное основание начинается с его тщательного очищения и покрытия специальным грунтом для адгезии (сцепления) клея.
Перед укладкой плитки старое бетонное основание нужно покрыть грунтом для адгезии Источник aljanh.netЗатем выполняются такие действия:
- плитку раскладывают на поверхность для примерки, где надо подкраивают;
- на старый бетон наносят клей , сделанный из готовой сухой смеси;
- порционно укладывают плитку ;
- швы засыпают гарцовкой и проливают;
- поверхность очищают .
Брусчатка
Покрытие из этого материала навевает мысли об узких мощеных улочках городов с историей -старого Таллина, Праги, Ротенберга или юга Франции, Италии.
Покрытие из брусчатки Источник pinterest.jpКак оформить газон на даче: разновидности ландшафтных решений, уход + 45 фото
Хотя оно и дороже, но эстетика стоит того, чтобы отдать предпочтение именно брусчатке:
- широкая цветовая палитра и многообразие форм;
- высокая надежность ;
- возможность выполнения рисунка любой конфигурации;
- стойкость к агрессивному воздействию окружающей среды;
- срок эксплуатации составляет 30 лет;
- зкологична и нетоксична.
Классическая брусчатка выполняется из гранита или базальта, но для применения в частном домовладении подходит материал с меньшей плотностью – известняк, сланец. Также может быть изготовлена из бетона с различными включениями.
Традиционно брусчатое мощение не является жестким, поскольку элементы укладывают на песчаную подушку, и они могут смещаться, что позволяет сохранить целостность покрытия при подвижках грунта или чрезмерной нагрузке. Но в условиях современности ее кладут и на бетонное армированное основание.
Укладка брусчатки на раствор. Укладка плитки на раствор
При создании пешеходных дорожек в качестве основания используют песчаную подложку. Или выкладывают на ложе, состоящее из песка и щебня. Для укладки брусчатки под стоянку автомобиля, или в местах с интенсивной нагрузкой осуществляется укладка тротуарной плитки на раствор. Порядок работ для получения бетонного основания:
- снять грунт на глубину 20 см, удалить корни растений, камни, мусор. Провести необходимые коммуникации;
- засыпать щебень слоем до 20 см. Далее, разравнять и утрамбовать «подушку»;
- сделать опалубку. Установить деревянные борта по периметру участка и закрепить их подпорками;
- при большой площади заливки, рекомендуют уложить армированную сетку. Она придаст прочность основанию, предотвратит его растрескивание;
- через каждые 2 – 3 метра закладывают компенсационные швы, их заполняют любым эластичным материалом;
- продумать уклон, который позволит стекать воде с площадки во время осадков;
- готовиться пескоцементная смесь для укладки тротуарной плитки. Понадобится положить песок (3 части) и цемент (1 часть) марки М 400, добавить воду, перемешать. Данный раствор выливают слоем высотой от 5 до 10 см;
- после высыхания устанавливают бордюры. Их закрепляют цементно-песчаным раствором. Через сутки начинают укладывать тротуарную плитку, предварительно смочив основание;
- кладка делается на цементно-песчаную стяжку не толще 3 см. Плитки ровняются по уровню, между ними делается зазор в 2 мм. Уложенный слой брусчатки посыпают песком, распределяя его между швами и затирая щеткой. Обильно смачивают водой;
- спустя сутки, сделанный тротуар моют, очищая от остатков песчаной смеси и раствора. Эксплуатировать покрытие начинают через 2 дня.
Технология укладки брусчатки на бетон. Нюансы устройства основания из бетона
Обустройство оснований, характеризующихся низкой и высокой степенью жесткости, отличается. Это обусловлено способностью прочного покрытия сохранять форму под воздействием существенной нагрузки, не проседать, не увеличиваться по ширине, тогда как щебенка и песок периодически выходят за пределы мощеного участка. Это приводит к деформации поверхности.
Когда используется технология укладки тротуарной плитки на слой цементного раствора , можно избежать подъема отдельных изделий над поверхностью. Это обусловлено тем, что монтаж выполняется вплотную, а снизу находится слой бетона. В результате плитка не может покинуть свою позицию под воздействием внешних факторов (давления и пр.). Благодаря этому риск получить травму на такой дорожке снижается, а вместе с тем сохраняется привлекательность поверхности.
Отмечают сложность выполнения работ по монтажу плиточного покрытия на основании цемента. Если будет допущена хоть одна ошибка, все положительные качества сведутся к нулю. При этом начинается разрушение бетона и самой плитки. Такой результат часто получают, если игнорируются плавила обустройства системы водоотведения на поверхности чернового основания.
Когда под плиткой находится щебень, песок, вода и осадки уходят сразу же, т.к. этот слой выполняет функцию дренажа, эффективно отводя жидкость. Бетонное покрытие не пропускает влагу. В результате на поверхности будут постоянно образовываться лужи. В холодное время года покрытие промерзнет. Влага, которая попала в поры бетона, поспособствует разрыву изделия изнутри. В результате плитка постепенно деформируется. На черновом основании появляются трещины, что приводит к полному разрушению покрытия.
Когда необходимо избежать подобных неприятностей, нужно не только соблюдать последовательность действий при монтаже, – не менее важно обустроить основание так, чтобы вода беспрепятственно уходила с поверхности плиточного покрытия. Для этого необходимо формировать слой бетона под некоторым уклоном. Разница в уровнях на различных участках должна быть небольшой, но в результате лужи не будут образовываться, а плитка прослужит долго.
Можно ли укладывать тротуарную плитку на бетонное основание. Гранитная плитка
Гранитное крыльцо
Гранитную плитку для мощения дорожек получают путем распила и дополнительной обработки гранитного камня. Средняя толщина получаемых кирпичиков – 3 см.
Если сравнивать подобные изделия с плиткой из бетона по качественным признакам, то гранитным «булыжникам» можно смело давать первое место по долговечности, износостойкости, прочности, стойкости к истираемости и прочим статическим и динамическим нагрузкам.
Прямое подтверждение такому утверждению служит римская дорога, сохранившая ровность своего мощения со времен существования Римской Империи.
Римская дорога
Современная гранитная брусчатка
- Гранитная плитка с колотой поверхностью и дополнительной обработкой, не подвержена наледи. Чего нельзя сказать про бетонную плитку тротуарную, которая даже с шершавой текстурой способна обледенеть при любых условиях.
- А как на просторах нашей страны доблестные дворники борются с такой проблемой? Правильно! Берут металлический лом с острой поверхностью и долбят, и долбят, пока наледь не исчезнет. А бетон к таким испытаниям не готов — неизбежны раскалывание и порча дорожки.
- А гранитная брусчатка — даже при таком силовом воздействии, остается как новенькая. Из минусов можно отметить ее заоблачную стоимость и простоту форм. Но, незамысловатость дизайна полностью окупается богатой и благородной текстурой гранита.
Гранитная дорожка
Можно ли укладывать такую плитку на бетон? Не можно, а даже нужно. Именно такой способ используется чаще всего. Реже на песчаную подушку и специальную подложку. Швы проходят песком, на входных группах специальной затиркой.
Укладка тротуарной плитки старый город на бетонное основание. Преимущества и недостатки способа
Обустройство бетонного основания для укладки брусчатки пользуется большим спросом, поскольку эта технология обладает долговечностью и устойчивостью к большим нагрузкам. Такое покрытие не боится разрушительного воздействия осадков (что нехарактерно для щебеночно-песчаного слоя или грунта) и выдерживает большие нагрузки. Еще оно обеспечивает ровность поверхности с четкими формами.
Среди других преимуществ способа выделяют:
- Повышенные прочностные свойства. Бетон обладает большой прочностью и не деформируется под воздействием нагрузок. Срок службы превышает 30 лет, поэтому подготовка основания для укладки из бетона подходит для обустройства парковок, автомобильных площадок и участков, по которым постоянно ходят люди.
- Устойчивость к атмосферным осадкам. При соблюдении правил монтажа степень морозостойкости составит около 200 циклов.
- Отсутствие эффекта усадки. В процессе эксплуатации песок и грунт проседают, что способствует полной или отдельной деформации покрытия.
- Надежность. После затвердевания клеевая основа обеспечивает максимальную фиксацию плитки, поэтому она не съезжает и не выпадает.
- Доступная стоимость. Приобрести брусчатку можно по невысокой цене, т.к. для ее производства используются современные и доступные материалы.
Однако перечисленные достоинства проявляются только при соблюдении технологии монтажа.
Среди недостатков способа укладки тротуарной плитки на раствор бетона выделяют:
- Сложности демонтажа в случае повреждения. Поскольку в качестве связующей добавки используется клей, при деформации 1 элемента его будет непросто изъять и отремонтировать.
- При несоблюдении технологии мощения покрытие будет повреждено после первых сильных морозов.
- Плохой отвод воды и влаги. Совместно с бордюрами бетонное покрытие обустраивает закрытый короб, в котором начинает накапливаться влага и вода. Для предотвращения подобных проблем обустраивается комплексная дренажная система по периметру. Ее нужно утеплять на глубине 30-40 см экструдированным пенополистиролом. Также швы и пустоты можно заделать клеем.
- Кладочные работы могут требовать больших финансовых вложений при установке декоративных бордюров.
Как уложить плитку на бетон. Технология укладки тротуарной плитки на бетонное основание
Различаются следующие способы мощения на жёсткую основу:
- Поверх бетонной основы насыпается сухая смесь 1 к 5-ти цемента с песком, толщина такого сухого раствора принимается до 5-ти см. Из-за сложности создания необходимых уклонов для отвода воды, уклон от 2-х до 5-ти градусов создаётся в процессе устройства бетонного основания. Чтобы влага не задерживалась под плиткой в бетонную стяжку вертикально закладываются отрезки полимерной или асбестовой трубы, по 1 шт. на каждый м2.
После затвердения бетонной смеси, верх труб срезается на уровне верха бетона и отверстия заполняются щебнем мелких фракций. Укладывать брусчатку начинают непосредственно от бордюра, после укладки 4-х элементов выполняется проверка выдерживания заданного уровня с использованием строительного уровня. Обеспечение качества прилегания выполняется с помощью резинового молотка, лёгким постукиванием плитка утапливается в смесь из цемента с песком или, при необходимости, приподнимается с подсыпкой сухой смеси (гарцовки) или цементной подушки. При таком способе мощения значительно снижаются трудозатраты и экономятся затраты на материалы и работу. Укладка производится перед собой с передвижением по уже замощённой поверхности. Минус — необходимость тщательного уплотнения смеси, а затем и готовой облицовки.
Трамбовка может осуществляться виброплитами, а при их отсутствии можно использовать отрезок толстой широкой доски. Способ наиболее ремонтнопригоден, так как позволяет лёгкую замену отдельных повреждённых плиток. - На раствор, широко применяется при мощении больших площадей. Цементно-песчаный раствор наносится на основание слоем до 3-х см на участок досягаемости мастером и разравнивается при помощи зубчатого шпателя.
Укладка брусчатки на бетон с использованием такой “мокрой” технологии осуществляется вначале целыми плитками с учётом нужного узора, с незамощённых участков кельмами убирается весь раствор, резанные плитки устанавливаются на свежий раствор после застывания основного под цельными плитками. Соблюдение необходимых уклонов и плоскостность покрытия проверяются при помощи уровня и правила.
Плитка во всех способах укладывается с соблюдением равных зазоров (5-ть мм), получившиеся швы в обоих изложенных способах засыпаются гарцовкой или просто просеянным кварцевым песком и проливаются водой. Перемещение людей по уложенной поверхности допускается не ранее чем через сутки. - Приклеить плитку бетону с использованием специального строительного клея. При таком способе создать необходимые уклоны возможно только на бетонном основании, так как клей намазывается очень тонким слоем (от 5-ти до 10 мм) на поверхность небольшой площади (≤ 1 м2), так как время его застывания, указываемое на прилагаемой инструкции к применению, небольшое. По этой же причине клей для тротуарной плитки разводится в небольших количествах, чтобы избежать его застывания.
Швы заполняются этим же клеем или можно использовать гарцовку, как в предыдущих случаях. Отвердевший специальный строительный клей обеспечивает прочное и надёжное соединение с бетоном, поэтому такой способ используется довольно часто, но заменить повреждённый элемент без его окончательного разлома не получится.
Укладка бетонной плитки на бетонное основание. Заливаем бетон для укладки тротуарной плитки
Все последующие работы являются по сути сооружением отмостки , на которую впоследствии будет уложена брусчатка.
Непосредственно перед заливкой бетона — необходимо определиться с вопросом армировки. Если тротуарная плитка будет использоваться только для пешеходов, то можно обойтись и без армировки, но если из нее будет вымощен въезд перед гаражом или во двор, то тут без армирования никуда. Хотя мое личное мнение, что бетон необходимо армировать в любом случае, так как это существенно повысит его долговечность и прочностные характеристики.
Лучше всего для армирования бетона подходит арматура Ø10, которую вяжут ячейками от 10 до 15 см. Но если таковой нет, то можно прикупить сетку для штукатурки, которая тоже вполне подходит.
Для того, чтобы зимой все ваши труды не пошли «насмарку» — необходимо позаботиться о температурных швах. Делаются они очень просто — доски толщиной 20 мм прокладываются через несколько метров друг от друга ребром вверх.
После всего вышеописанного можно наконец заливать бетон. В прошлом году я разжился бетономешалкой Кратон и я понял какая это чудная вещь, ибо после «маслания» лопатой в чугунной ванне начинаешь любить диклофенак!
Процесс заливки необходимо осуществить как можно быстрее для того, чтобы слой бетона был как можно равномернее. Для предотвращения растрескивания, особенно если работы проводятся в жаркую погоду требуется добавлять пластификатор.
Ждем, когда бетон застынет и удаляем из него доски. Вновь образовавшийся температурный шов заполняем герметиком для швов бетонных полов (благо в строительных магазинах такого добра навалом).
Укладка тротуарной плитки на существующее бетонное основание. Технология жесткого подстилающего слоя из бетона
В рассматриваемом варианте мощения тротуарную плитку предполагается положить внутри жесткого «корыта», днищем которого будет бетонная стяжка. Правила бетонирования аналогичны для плитных фундаментов с небольшими дополнениями:
- нижний армопояс можно использовать на парковках, тропинки армируются только в верхней трети, чтобы стяжка смогла выдержать усилия возможного вспучивания;
- класть бетон можно только на нерудные материалы, в которых силы пучения снижены, поэтому удаляется пахотный слой на глубину 0,4 м;
- высота поребриков и лотков ливневки значительно больше толщины плитки, поэтому необходимо рассчитать глубину траншеи в зависимости от толщины стяжки.
Заливка бетонной стяжки перед мощением плиткой.
Например, при толщине бетона 5 см, подстилающего слоя 15 см и плитки 6 см, глубина котлована составит 26 см. А высота бордюра 20 см, лотка ливневки 13 – 41 см, потребуется спланировать дно траншеи в разном уровне.
Кроме того, для самотечного удаления стоков с дорожки необходимы уклоны 2 – 4 градуса в поперечном и продольном направлении. На стоянках уклоны обычно создаются в одну сторону – к проезжей части или стоки собираются со стороны участка, отводятся в подземную емкость.
Уклоны для тротуарной плитки.
Важно! Даже при укладке плитки на сухую смесь создать эти уклоны будет очень сложно, а при использовании плиточного клея невозможно.
Разметка и монтаж бордюров
Материалы для мощения дорожек и парковок должны быть закуплены до этого этапа. Трасса тропинки и конфигурация стоянки, зоны отдыха зависит от фантазии владельца. Технология разметки имеет вид:
- устанавливается первый шнур;
- на сухую вплотную к нему размещается на земле садовый бордюр, лоток ливневки, цельные плитки по ширине тропинки, второй поребрик, натягивается второй шнур;
- на радиусных/криволинейных участках дорожки разметку можно создать краской или известковым раствором непосредственно по грунту.
После чего, изнутри оконтуренной шнуром зоны удаляют плодородный слой на глубину 0,4 м.
Шнур устанавливается по внешнему периметру поребрика.
Совет! Если используются лотки ливневки 30 – 41 см высоты, в местах их прохождения создается траншея большей глубины с учетом подсыпки 10 см щебня минимум и укладки этих элементов на 2 см слой пескобетона или цементно-песчаного раствора.
Схема вычисления глубины траншеи.
При уклоне участка более 7 градусов внутри дорожек проектируются ступени. Если декорируются крупноформатные участки (парадный двор, парковка, зона отдыха), территория предварительно террасируется дорожным бордюрным камнем, бетонными подпорными стенами или габионами.
Ширина отмостки или дорожки.
Уклоны создаются в грунте, подстилающем слое (песок, щебень) или в самом бетоне при его укладке. Рекомендуемый угол:
- 1 – 2 градуса поперек дорожки в сторону лотка ливневки;
- 3 – 7 градусов вдоль тропинки.
Для крупных прямоугольных или квадратных площадок (например, стоянка) уклоны создаются от центра к периметру или в одном направлении.
На этом же этапе устанавливаются дождеприемники под трубами кровельного водостока или поперечные лотки ливневки, которыми отводятся дождевые воды. Исключить взаимное перемешивание щебня/песка с почвой можно за счет укладки на дно траншеи геотекстиля. Этот материал препятствует прорастанию корней сорняков, поэтому используется в большинстве случаев.
Минимальная толщина слоя нерудного материала для трамбовки виброплитой 10 см. Чтобы исключить впитывание цементного молочка при бетонировании щебень выравнивается песком, укрывается рулонной гидроизоляцией (рубероид или Бикрост) или двумя слоями полиэтиленовой пленки.
Бордюры и лотки ливневки монтируются на раствор, выравниваются по горизонтали резиновой киянкой. После застывания раствора они фактически становятся несъемной опалубкой для бетонной стяжки.
Шнур переносится внутрь для установки бордюров.
Армирование и укладка смеси
Если застройщик облицовывает отмостку, рекомендуется утеплить эту конструкцию экструдированным пенополистиролом (толщина 5 – 10 мм), примкнув горизонтальный слой к вертикальной теплоизоляции цоколя/фундамента. Глубина заложения составляет 40 см либо на уровне подошвы МЗЛФ. Этим способом ликвидируется вспучивание, серьезных нагрузок от пешеходного трафика отмостка не испытывает, поэтому ее можно не армировать.
С дорожками и парковками сложнее:
- стоянки испытывают нагрузки от автомобилей, армируются двумя сетками (арматурными или проволочными);
Армирование стяжки на парковке в два слоя.