Символизм в русском зодчестве: история и значение
- Символизм в русском зодчестве: история и значение
- Связанные вопросы и ответы
- Что такое символизм в архитектуре
- Какие архитектурные памятники являются примерами символизма в русском зодчестве
- Какие символы используются в русском зодчестве и что они означают
- Как символизм отражает духовные и культурные ценности народа
- Как символизм используется в церковной архитектуре
- Как символизм отражает историю и традиции народа
Символизм в русском зодчестве: история и значение
В России и сегодня сохранилось много домов, впечатляющих деревянными узорами на оконных наличниках. Это тонкое искусство передавалось от мастера к мастеру, и по сей день редкий дом с резными наличниками оставит кого-то равнодушным. В нашем обзоре интереснейшие образцы деревянного зодчества, рассматривать которые можно бесконечно.
Такими были оконные наличники до 17-го века.
Резные наличники в русских домах всегда были не только эстетическим элементом, но и оберегом, который был призван оберегать дом от проникновения в него «тьмы и навьев». Поэтому главными мотивами резьбы было изображение природных сил - "тверди небесных", "хлябей небесных" и Солнца, встречались и реалистичные изображения животных.
Сложная резьба на оконных наличниках.
Оформление окна дома - своеобразная картина мира. В верхней части небо, которое в славянских поверьях было 2-х уровневым: «нижнее небо» называли «небесными хлябями», а верхнее – «небесной твердью». Небесная хлябь – символ плодородия и живительной влаги - изображается как волнистая линия или отчетливые полукружья и могла «стекать» по краям окна, изображаясь в виде капелек.
Особый стиль.
Нижняя часть деревянного наличника должна была символизировать «твердь земную», а поэтому часто имела изображения вспаханного и засеянного поля (ромбы с точками внутри и двойные перекрещивающиеся полосы). Боковые части наличника называли «полотенцами».
Солнышко садится и снова восходит.
Наличник как оберег.
Все части наличника соотносятся со сторонами света и с временами года, а при нанесении на них определённых символов важную роль отыгрывает местоположение самих символов.
Современный стиль.
Так, самым. Пожалуй, частым, является размещение на всех частях наличника солярных символов. Как правило, для изображения солнца использовали ромб. Он мог помещаться в любой части наличника, а иногда и сразу и сверху, и справа, и слева, и даже внизу. В такой комбинации символ обозначал смену времён года и дня и ночи. В нижней же части наличника ромб (вытянутый) обозначал поле.
Белое и бардо.
Почти Гжель.
Солнце изображалось на наличниках и как равносторонний крест, так называемый «глаз с неба» (как правило, в верхней части наличника), и как небольшой полудиск с лучами. Для древних славят Солнце ассоциировалось с энергией, мощью, силой, было оберегом против всякой нечисти. Такие изображения отражают и представления славян о мироустройстве – в центре солнце, олицетворяющее высшую силу и дарующее жизнь. Правда, в наличниках советского времени солнце заменил «цветочек» или пятиконечная звезда.
… и птицы внизу.
Не менее важны в украшении наличников и громовые знаки, традиционно сопровождающие Солнце. Выглядит громовой знак как 6-угольная или 8-угольная звезда, вписанная в круг. Славяне называли этот символ громовым или Перуновым знаком, громовым колесом или коловратом. Этот знак – символ мужества, доблести и магический знак русского воинства. Иногда этот знак обозначал смену дня и ночи.
"Утончённая"
Современные мотивы.
Встречаются на наличниках и реалистичные изображения птиц (утки и лебеди) и лошадей. В славянской мифологии конь был «носителем» солнечного диска. Поэтому его изображали в верхней части наличника, а птиц, уносивших солнце на закате – в нижней части.
Почти сказочное окошко.
Рассматривая наличники, можно увидеть много интересного, но при этом стоит всегда помнить, что трактовки изображений в разных регионах России могут быть совершенно разными, что связано с историей, последующим перениманием и адаптацией к собственной культуре разными народами.
Последняя картинка уже была на Пикабу.
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Что такое символизм в русском зодчестве
Ответ: Символизм в русском зодчестве - это использование определенных символов и образов в архитектуре, которые имеют определенное значение и олицетворяют определенные идеи, ценности и верования. Символы могут быть религиозными, политическими, социальными или культурными, и они могут быть использованы для выражения определенных идей и ценностей.
Вопрос 2: Какие символы чаще всего используются в русском зодчестве
Ответ: В русском зодчестве часто используются символы, связанные с православием, такие как крест, икона, купол, барабан и другие. Также используются символы, связанные с историей и культурой России, такие как дворянский герб, копье, лента, звезда и другие.
Вопрос 3: Как символизм влияет на внешний вид зданий в русском зодчестве
Ответ: Символизм оказывает значительное влияние на внешний вид зданий в русском зодчестве. Символы могут быть использованы для создания определенного настроения, атмосферы и эмоций, которые отражают определенные идеи и ценности. Например, использование креста на куполе церкви символизирует веру в христианство, а использование дворянского герба на фасаде дворца символизирует власть и могущество.
Вопрос 4: Как символизм влияет на внутреннее убранство зданий в русском зодчестве
Ответ: Символизм также оказывает влияние на внутреннее убранство зданий в русском зодчестве. Символы могут быть использованы для украшения интерьеров, таких как иконы, мозаики, росписи и другие. Символы могут быть использованы для создания определенного настроения, атмосферы и эмоций, которые отражают определенные идеи и ценности.
Вопрос 5: Как символизм отражается в планировке городов и деревень в русском зодчестве
Ответ: Символизм отражается в планировке городов и деревень в русском зодчестве. Например, церковь или собор часто располагается в центре города или деревни, символизируя важность религии в жизни местных жителей. Также используются другие символы, такие как площади, парки, фонтаны и другие, которые символизируют определенные идеи и ценности.
Вопрос 6: Как символизм отражается в архитектуре русских дворцов и замков
Ответ: Символизм отражается в архитектуре русских дворцов и замков. Дворцы и замки часто украшались символами, которые символизировали власть и могущество владельцев. Например, дворянский герб, копье, лента, звезда и другие символы могли быть использованы для украшения фасадов дворцов и замков.
Вопрос 7: Как символизм отражается в архитектуре советского периода в России
Ответ: Символизм отражается в архитектуре советского периода в России. В этот период часто использовались символы, связанные с коммунистической идеологией, такие как красный флаг, серп и молот, звезда и другие. Символы могли быть использованы для украшения фасадов зданий, таких как правительственные здания, общественные здания и другие. Символы также могли быть использованы для создания определенного настроения, атмосферы и эмоций, которые отражали определенные идеи и ценности.
Что такое символизм в архитектуре
Промышленное развитие начало менять облик русских городов: появляется всё больше банков, торговых рядов, вокзалов. Меняется и облик самих зданий — изобретение новых материалов (металлоконструкций, железобетона) и рост числа жителей городов привели к возникновению новых стилей :
В конце XIX века был распространён (или псевдорусский) силь, архитекторы которого создавали здания «под старину». По сути, эта эклектика ( соединение стилей ) стала предвестницей модерна .
Архитектурный модерн — стиль, получивший распространение в Европе в 1890-1910-х годах. Его характеризуют отказ от прямых, геометрических форм (что были присущи классицизму), декоративность, использование барочных и готических форм и новых материалов.
Архитекторы модерна прибегали к ассиметрии , создавали здания с большими арками, широкими пространствами, кривыми линиями и необычными узорами
Одним из самых известных русских зодчих того времени был Ф. О. Шехтель — его Особняк Рябушинского в Москве прямо-таки кричит о новизне и отказе от старых методов постройки зданий.
Одним из крупнейших проектов русского модерна была Гостиница Метрополь в Москве . Её создание изначально спонсировал Савва Мамонтов — крупный меценат и железнодорожник — он планировал сделать из гостиницы «дворец искусств». Но обстоятельства сменились (вместе с архитектором), поэтому в гостинице был создан один из самых больших в России ресторано
три архитектора: Л. Кекушев, П. Висневский и В . Валькот.
Комплекс доходных домов и бань Хлудовых (фото начала XX века, так как сейчас он выглядит совсем иначе)
В архитектурном модерне Санкт-Петербурга обычно выделяют две крупных постройки: Дом компании «Зингер» на Невском проспекте и Витебский вокзал
.Кстати, строительство дома считается архитектурной ошибкой, так как он никак не вписывается в окружающий его стилистический ансамбль зданий.
Важной вехой развития архитектуры крупных городов России конца XIX — начала XX веков является активное строительство доходных домов — это были двух-четырёх этражные многоквартирные дома, что создавались для сдачи в аренд у.
Какие архитектурные памятники являются примерами символизма в русском зодчестве
Православный храм представляет сбой сложный, неисчерпаемый в своей обозримости символ. Расположение храма, его архитектура, убранство, система росписи символически выражают то, что непосредственно изобразить невозможно.
Храм как целостный символ - это и образ Вселенной, и существующей в ее пределах Церкви, распространенной по всему миру и созерцаемой в перспективе.
Ярусы храма – символически отражают связь Земной Церкви с иерархией Церкви Небесной, с ярусами Небес, восходящих к престолу Божию. Уменьшение ярусов к верху является образом уменьшения числа восходящих в «вышние Небеса», то есть ступеней духовного восхождения, раскрытых в «Лествице» преп. Иоанна Лествичника.
Св. Иоанн Златоуст учит, что каждый из верующих и все вместе есть храм, и все народы суть четыре стены, из которых Христос создал единый Храм. Так же стены, по словам Св. Дмитрия Ростовского, толкуются как Закон Божий. И в этом смысле интересно сопоставить росписи стен внутри Храма с символикой архитектурных деталей снаружи. Содержание стеновых росписей обычно составляют евангельские события земной жизни Христа, Пресвятой Богородицы, Св. Апостолов – зримый образ Закона Божия, данного христианам в Новом Завете. На стенах так же пишутся и образы Святых – князей, святителей, мучеников, преподобных – жизнью исполнивших и проповедовавших закон христианской веры. Таким образом, стены храма – это и образ служения Церкви небесной нам, Церкви земной: защита чистоты Православия и соборное молитвенное предстательство о живущих перед Богом.
Белый цвет стен храма означает возрождение к иной, преображенной жизни. Бурый цвет стен храма символизирует кровь Христа, жертвенность во имя спасения и преображения мира.
Вход в храм всегда устраивается с запада - потому что вход в храм есть удаление от тьмы, появляющейся на западе, и приближение к свету, идущему с востока.
Храмы обращены алтарем к востоку: восток есть образ светлого царства Иисуса Христа, в Которого верует и к Которому в царство стремится Церковь, т.е. общество верующих; с востока происходит и сама Церковь: там была первая Церковь безгрешных прародителей (Адама и Евы); там родился, страдал и устроил Свою новозаветную Церковь Спаситель Иисус Христос; с востока придет судить весь род человеческий и всех верующих Спаситель.
Верх Храма - состоит из основания , которое иногда называют «трибун», а также «шеи» или «барабана » и главы , состоящей из «маковицы» (купола) и Креста .
Основание глав храма – раскрывается через смысл внутренней конструкции этого основания и системы внутренних росписей. Внешне это иногда плоский прямоугольник (в плане квадрат), иногда сужающийся к шее конус с округленными концами. Часто эти основания украшают «закомарами» или «кокошниками», что подчеркивает связь Евангелия и Евангельской проповеди с Небесными силами.
Внутри основания размещался сводчатый переход от крестовых сводов основного объема храма к цилиндру шеи, называемый «парусами» (в древнерусском языке встречается название этой конструкции «пазуха»). «Главу бо церковную держит Христос, шею – Апостолы, пазухи – Евангелисты»
Основание главы есть символ Евангелия, распространения всего христианского учения на четыре стороны света, просвещение ими всего мира. Часто основание главы было восьмигранным, что позволяло выделить в плане и на фасаде Крест, ориентированный, как и весь храм, по сторонам света. С появлением в русской архитектуре бесстолпных храмов, где нет внутри пазух, евангелисты изображаются вверху сомкнутого свода, основанием главы можно считать верхний ряд кокошников, обрамляющий храмовый верх.
Шея (барабан) главы храма – изображение Небесной Церкви через образы Апостолов, Пророков, Праотцев, Архангелов, Херувимов и Серафимов. Внутри шеи главы обычно находится изображение апостолов, либо поярусное изображение всех чинов Небесной Церкви – Пророков, Апостолов, Архангелов и высших чинов небесных сил – Херувимов и Серафимов.
В древних храмах снаружи, в простенках между окнами шеи помещались изображения Апостолов, иногда Праотцев и Пророков (но таких изображений на Руси не сохранилось). Сохранились наружные изображения Небесных сил на венчающих частях шеи непосредственно под маковицей главы. То есть снаружи храма в прикровенных символах обозначается то, что скрыто в иконописных образах внутри.
Окна шеи – символично обозначает свет учения Церкви, простенки – чины святых, а венчающий шею карниз - небесные силы.
Верхняя часть храма
"Шея". Николо-Волосовский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Световой барабан
Барабан храма Воскресения Христова («Спас на крови»)
Барабан церкви Тихона Задонского. Задонский монастырь
Восьмерик храма. Всехсвятская церковь в Гороховце
Верхняя часть храма Сошествия Святаго Духа в Саратове
Коломна. Успенский собор. Верх с закомарами
Верх Исаакиевского собора
Глава - купол с барабаном и крестом увенчивающий храм.
Какие символы используются в русском зодчестве и что они означают
В контексте русской православной архитектуры умеренно распространена практика наделения некими символическими смыслами форм здания храма, а также количества и вида венчающих его куполов.
Форма храма
При толковании архитектурной символики церкви подразумеваются 4-е основные возможные формы здания православного храма или собора - это Крест , Круг , Восьмиконечная звезда и Корабль .Вид храма, построенного в форме Креста , ссылается на Животворящий Крест (Распятие), считающийся символом Иисуса Христа и всей христианской церкви. Согласно наиболее распространённому толкованию, форма храма-креста подразумевает именно Христа, своей жертвой вновь открывшего людям Рай, а церковь при этом подразумевается уже земным продолжателем дела Христа.
Храмы, построенные в форме Круга , традиционного символа вечности у многих народов мира, символически подразумевают нерушимость христианской православной церкви и верность убеждений её последователей.
Форма Восьмиконечной звезды в храмовой архитектуре подразумевает образ Вифлеемской звезды, приведшей древних волхвов к месту рождения Иисуса Христа. Соответственно, что храмы, имеющие форму звезды, символизируют о роли православной церкви как духовной путеводительницы для людей.
Храмы в форме Корабля символическим образом олицетворяют церковь как корабль в открытом море, в безопасности несущий людей к Божиему Царству.
Существуют православные храмы, которые в своей архитектурной композиции комбинируют сразу несколько перечисленных типов вышеописанных храмовых форм.
Форма купола
Абсолютно любой купол православного храма символически обозначает в первую очередь Небесное Царство, но при этом каждый из существующих видов также имеет собственные дополнительные скрытые смыслы и трактовки вида.Купол в форме Луковицы , также похожий на пламя свечи, особенно если он располагается на высоком световом барабане, считается символическим изображением людского добродетельного стремления к Небесам.
Сферический купол символизирует вечность и нерушимость традиций Русской Православной Церкви и по всем своим трактовкам крайне близок к символизму формы круглого храма.
Шатёр , хотя на самом деле и не является куполом, часто также наделяется символическим пониманием как источающего Небесный свет маяка, наставляющего людей на путь истины и добродетели.
Шлемовидный купол, имеющий форму отдалённо напоминающую древнерусский воинский шлем, основан на изречении " Облекитесь во всеоружие Божие… И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божи ", автором которого является апостол Павел. В этих словах подразумевается православная борьба с грехом и несправедливостью.
Количество куполов (глав)
1. Одноглавый храм, т.е. всего с одним куполом, своим видом символизирует единство Бога.2. Двуглавые храмы символизируют два естества Иисуса Христа - божественное (иногда также упоминаемое как ангельское) и человеческое.
3. Трёхглавый храм является символом Пресвятой Троицы: Отца, Сына и Святого духа.
4. Четырёхглавый храм символически олицетворяет четырёх евангелистов - Матфея, Марка, Луку и Иоанна.
5. Пятиглавый храм символизирует Иисуса Христа (большой купол в центре) и евангелистов (четыре меньших купола по сторонам).
7. Семиглавый храм имеет сразу три единовременных толкования - это семь церковных таинств, семь вселенских соборов и семь христианских добродетелей.
9. Девятиглавый храм является символическим олицетворениям всех девяти ангельских чинов - Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы и Ангелы.
13. Тринадцатиглавый храм означает Иисуса Христа и двенадцать его ближайших последователей-апостолов.
25. Двадцать пять куполов, единовременно венчающих один храм, являются символом прославления Пресвятой Богородицы 25-ю ветхозаветными пророками.
33. Тридцать три купола, завершающих православный храм, означают 33 года земной жизни Иисуса Христа.
Фактически, в русской православной архитектуре встречаются храмы и с другим, не указанным выше количеством куполов, но подобные исключения обычно не имеют какой-либо общепринятой трактовки своей символики.
Также некое символическое значение может иметь и цвет глав, венчающих православный храм.
Золотые купола , самые распространённые, символизируют божественную ипостась Иисуса Христа и Небесное Царство.
Синие купола , декорированные звёздами, символизируют Пресвятую Богородицу.
Зелёные купола являются символом Святой Троицы.
Серебряные купола означают православную чистоту и святость.
Многоцветные купола , одни из самых редких, призваны в максимально возможной земной мере отразить красоту Небесного Царства.
Чёрные купола , являющиеся символом монашества, обычно венчают различные монастырские храмы.
Символика русской православной архитектуры тесно связана с символикой убранства интерьеров храмов и восходит своими корнями к символизму Византийского церковного искусства.
Как символизм отражает духовные и культурные ценности народа
Проблема цветового символизма является одной из центральных при изучении взаимосвязей между цветом и психикой. Происхождение цветового символа, его содержание, отношение к тем или иным явлениям и событиям в жизни людей, межкультурные различия в цветовой символике — вот одни из главных вопросов этой проблемы. Количество цветовых символов достаточно ограничено. Наиболее часто в этом качестве используются т.н. «основные цвета», к которым, обычно, относят белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый и фиолетовый. Этот список может меняться в зависимости от конкретной культуры. Попытки ввести жесткие критерии, позволяющие отнести тот или иной цвет к «основным», либо нет, не увенчались успехом. Содержание понятия «основной цвет» далеко не однозначно. Более подробно с этой проблемой можно ознакомится в работе Р.М. Фрумкиной «Цвет, смысл, сходство» (1984). Можно выделить три основных типа цветовой символики. Цвет сам по себе (т.е. изолированно от других цветов и форм) представляет собой первый тип цветового символа, отличающийся многозначностью и противоречивостью. Вторым типом цветового символа является цветовое сочетание, содержащее два и большее число цветов, составляющих символическое целое, смысл которого не сводится к сумме значений отдельно взятых цветов. Соединение цвета и формы представляет собой третий тип цветового символа — символика цветных форм, причем, как абстрактных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), так и конкретных физических предметов, например, символика драгоценных камней. Кроме наглядно-чувственных, визуальных форм цветового символа, существует и языковые, речевые — «цветовые метафоры». Они широко используются в бытовой и литературной речи, и стали неотъемлемым компонентом современных языков, причем, многие из них возникли сравнительно недавно (например, «синий чулок»). Цветовая символика имеет древнейшее происхождение, возникнув в те времена, когда человек научился добывать, и использовать природные краски. С тех пор цветовой символизм прошел большой путь. Традиции цветовой символики сейчас, во многом, утеряны особенно в индустриальных странах, в которых преобладает утилитарное отношение к цвету. С момента своего возникновения цветовой символизм самым тесным образом был связан с магией и религией. Цвет рассматривался как атрибут магических, сакральных, божественных сил, а в определенных случаях и как само божество. Само деление магии на «белую» и «черную» свидетельствует о важнейшей роли цвета в магических ритуалах. Роль цвета в религиозном сознании людей, особенно древних, трудно переоценить. Как показывают археологические, исторические и этнографические исследования мистические представления человека и цветовая символика были тесно взаимосвязаны.
Как символизм используется в церковной архитектуре
Романтическая школа археологии и истории искусства в начале XIX века и символисты в конце столетия всячески подчеркивали "символизм" средневековой архитектуры и склонны были преувеличивать степень его влияния на практику. Романтическая школа как будто забывала, что строители романских или готических соборов были реальными людьми, чья деятельность определялась реальными нуждами, зависела от реальных свойств материалов, технических и экономических условий строительства, условий местности, окружения и т.д. Едва ли не вся практика средневекового строителя определялась в глазах романтиков одними символическими намерениями, задачами символотворчества. Никто не будет отрицать широкую распространенность символического мышления в Средние века - вопрос не в этом. Вопрос в том, какое место принадлежит символике в ряду факторов, определявших реальное поведение средневекового человека. Французский медиевист В.Мортэ остроумно различил то, что можно назвать символизмом "априорным", от символизма "апостериорного". Нередко символический смысл вкладывался в уже сложившиеся формы людьми, далекими от архитектурной деятельности, представителями схоластического богословия. Символика Средневековья гораздо чаще, чем принято было думать, шла за практикой, а не определяла ее. Она была символикой a posteriori, т.е. задним числом, post factum, истолковывала архитектурные формы, возникавшие без символических намерений.
Как символизм отражает историю и традиции народа
Мифология сыграла значительную роль в развитии греческой архитектуры. Греческие боги, герои и мифические существа были изображены не только в их рассказах, но и в оформлении их храмов, театров и других монументальных сооружений. Использование этих символов помогло связать людей Древней Греции с их божествами и чувством культурной самобытности.
- Использование животных в греческой архитектуре:
- Роль греческого пантеона:
- Использование мифических существ в греческой архитектуре:
Греки часто использовали животных в своей архитектуре, чтобы представлять своих богов и богинь. Например, сова была символом Афины, богини мудрости. В храме Афины в Афинах на монетах было помещено изображение совы, чтобы показать связь богини с птицей.
Двенадцать олимпийских богов были наиболее значительными членами греческого пантеона, и почти каждый храм в Древней Греции был посвящен одному из них. Например, Парфенон в Афинах был построен в честь Афины, а храм Аполлона в Дельфах был посвящен богу музыки, пророчеств и врачевания.
Мифические существа, такие как кентавр, сатир и грифон, часто изображались в греческой архитектуре, чтобы символизировать баланс между цивилизацией и природой. Например, фриз Парфенона был украшен изображениями сражающихся кентавров и лапифов, что символизировало борьбу между цивилизованным миром Афин и дикостью природы.
В целом использование Мифология в греческой архитектуре служила людям способом связи со своими богами и богинями. Эти символы также способствовали укреплению культурной и национальной идентичности древних греков. Таким образом, влияние мифологии на греческий архитектурный символизм было значительным и сыграло значительную роль в формировании его уникального стиля, каким мы его знаем сегодня.