Стоительство и дома под ключ

Все о строительстве вашего дома

Насколько стара традиция русских резных наличников. Европейская архитектура в русских реалиях

10.05.2022 в 15:17

Насколько стара традиция русских резных наличников. Европейская архитектура в русских реалиях

У наличника две основные функции - чисто практическая: он должен закрывать пространство между оконной рамой и бревенчатыми стенами, чтобы в щели не дул ветер; а также декоративная: он должен украшать здания, выделять окна. И долгое время эта функция была основной.

«Изначально наличники считаются элементом каменной архитектуры Европы, которая пришла в Россию, когда стали приглашать итальянских зодчих», - рассказывает фотограф Иван Хафизов, основатель виртуального музея Nalichnki.com . С 2007 года он путешествует по стране в поисках самых интересных наличников. «Одними из первых русских зданий с каменными наличниками стали Церковь Вознесения в Коломенском и Колокольня Ивана Великого в Кремле - это начало 16 века».

Насколько стара традиция русских резных наличников. Европейская архитектура в русских реалиях

Церковь Вознесения в Коломенском/

Legion Media

А вот деревянные наличники появились позднее, примерно с 17 века, вместе с распространением в России стеклянных окон. До того окна были очень маленькими и закрывались задвижками, чтобы не выходило тепло. Фактически, чем больше было окон в доме, тем богаче был его владелец. Начиная с Петра I, в стране получает развитие стекольное производство, и постепенно в домах сначала состоятельных людей, а затем и крестьян, появляются окна в нашем современном представлении. Пространство между рамой и стенами затыкали паклей от сквозняков, а затем закрывали то все деревянными балками.

Насколько стара традиция русских резных наличников. Европейская архитектура в русских реалиях

Кружевные наличники в Брянской области.

Nalichniki.com

Скорее всего, крестьяне и подсмотрели наличники в боярских и дворянских домах, но так как камень был очень дорогим материалом, просто повторили узоры в дереве, объясняет Иван. «Можно сказать, что это переложение европейской архитектуры на русские реалии».

Клад Юсуповых. Феликс Юсупов, и загадочная жемчужина

Феликс и Ирина Юсуповы.

Из далекой Индии в Россию в 1620 году завезли купцы красивейшую жемчужину. Как и исключительной чистоты алмазам, редкостным по красоте и размерам жемчужинам тоже дают имена. Эта жемчужина была названа «Пелегрина». За три века поменяв множество хозяев, на рубеже XIX–XX столетия уникальная жемчужина оказалась в руках Ирины Александровны, дочери великого князя Александра Михайловича Романова и племянницы императора Николая II.

Две прекрасные жемчужины

В первое десятилетие XX столетия уникальную жемчужину «Пелегрину» оценивали в немыслимую по тому времени сумму — один миллион рублей. Это приблизительно приравнивалось полу миллиону американских долларов. С тех давних времен стоимость имеющей огромную историческую ценность жемчужины во много раз увеличилась. Но никто даже из самых опытных экспертов не назовет точной суммы, в которую она может быть оценена в наши дни.
С давних времен большую ценность представляют жемчужины правильной формы. Целые состояния могут стоить и так званные парагоны — жемчужины имеющие неправильную форму, которые напоминают очертаниями фигурки каких то животных, людей или же растений. Пелегрина представляла из себя классический образец чистой жемчужины правильных форм.

Дочка великого князя Александра Михайловича Ирина выходит замуж за одного из самых богатых представителей родовитой русской аристократии князя Феликса Юсупова. Славился князь Феликс Юсупов как первый красавец Российской империи: даже иностранцы были в восхищении от его удивительной мужской красоты. Когда князь Юсупов познакомился со знаменитым «старцем» Григорием Распутиным, тот поинтересовался:

— Говорят, у твоей жены есть морская диковина?

— Да, — подтвердил Юсупов. — Жемчужина «Пелегрина», почти 300 лет назад привезенная из Индии.

— Во-она, — хитро прищурился Распутин. — Покажешь диковинку?

— Непременно, — пообещал Феликс Юсупов и позабыл о разговоре.

Но не забыл «старец». Он припомнил князю Юсупову об обещании которое тот дал. Все знали, что Распутин был неравнодушен к уникальным дорогим безделушкам, любил деньги и буквально сходит с ума от красивых женщин.

— А ты, князь, хитрец! — усмехнулся Распутин. — В твоем дворце две бесценные жемчужины, — рассмеялся «старец». — Первая из Индии, а вторая из папиной семьи?

«Папой» он называл императора Николая II, и Юсупов понял, что Григорий Распутин намекает на красоту его жены, Ирины Александровны. Разговор Феликс Юсупов умело свел к шутке, но позже вспомнил о нем. Есть историки которые считают, что именно Феликс Юсупов предложил заманить «старца» к себе в особняк под предлогом «двух жемчужин» — жены Ирины, с которой он пообещал познакомить Распутина, и жемчужины «Пелегрина», которую могли пообещать Распутину в подарок. «Старец» не смог удержаться от соблазна и приехал, а то что было дальше хорошо известно. Распутина убили, а две «жемчужины» остались в семье Юсуповых.

Тайны дворца на Мойке

Семья Юсуповых в 1917 году оставила Россию и уехала за границу. В Петрограде, на набережной возле реки Мойки, оставался прекрасный белокаменный дворец Юсуповых. Князь с княгиней оставили дворец под присмотром доверенного дворецкого Бужинского. Род князей Юсуповых славился страстными коллекционерами, и Феликс Юсупов не был исключением — у него были богатейшие и уникальные коллекции разнообразных предметов искусства, бессчетными драгоценностями, историческими раритетами и прочими сокровищами. Как выяснили позже, Феликс Юсупов устроил во дворце на Мойке несколько хитроумных тайников, в которых были спрятаны многие экземпляры его бесценной коллекции. Конечно, устраивал тайники не лично Феликс Юсупов, а специально нанятые им люди. Есть версия, что после отъезда княжеской четы Бужинский по распоряжению Юсупова сам спрятал некоторые сокровища князя в разных тайниках. Феликс Юсупов был уверен, что смута вскорости пройдет и они смогут вернуться.

Ювелирные украшения Юсуповых. Из драгоценностей Юсуповых - Бриллиантово - рубиновое ожерелье

В год начала первой мировой войны в Санкт-Петербурге состоялась свадьба между Феликсом Феликсовичем князем Юсуповым и Ириной Романовой.
Ирина - дочь великой княгини Ксении Александровны и, следовательно, внучка царя Александра III. Она выросла в ближайшем окружении императорской семьи, а также переняла у них любовь к изысканным драгоценностям.
Ювелирные украшения Юсуповых. Из драгоценностей Юсуповых - Бриллиантово - рубиновое ожерельеПо случаю свадьбы 1914 года некоторые из старых семейных драгоценностей Юсуповых теперь были переданы дому Шоме в Париже для переделки, а позднее были переданы в пользование 21-летней Ирине.
Изысканный вкус Ирины значительно отличался от обычных гарнитуров, которые до сих пор носили при дворе,
и у нее были точные представления о том что она хочет получить. Во время медового Ирины и Феликса месяца Джозефу Шоме предстояло воплотить экстравагантные желания Ирины в жизнь. Ирина заказала
сотуары, то есть очень длинные цепочки длиной от 100 до 120 см, но до сих пор они в основном изготавливались только в виде длинных жемчужных нитей, а Ирина заказала из рубинов и бриллиантов.
Желание Ирины - вместо обычных колье, изготовление именно таких „больших цепей", являлось причиной головной боли Джозефа Шоме , - ни один другой клиент в то время не заказывал ничего подобного.
Для ее новой рубиновой парюры был разобран ряд старых рубиновых предметов семьи. Большая диадема с подходящим колье, а также несколько брошей поменьше обеспечивали великолепные бирманские рубины, из которых 20 самых больших камней весили от 1,16 до 4,09 карата, но остальные, вероятно, также вряд ли были ниже одного карата за камень. Всего на счету Шоме было около 100 рубинов высшего качества, все они были выполнены в оригинальной индийской огранке, доступной для переделки.
Большая часть великолепных рубинов пошла на ожерелье, в которое были включены три самых больших из существующих рубинов, но остальные крупные камни были зарезервированы для новой диадемы.
Очень гибкое рубиновое ожерелье состоит из двух нитей длиной около 60 см, которые заканчиваются пышными кистями и соединены в нижней трети большой съемной застежкой.
Платиновые нити представляют собой мотивы арканта, каждый из которых держит больший рубин в центре и соединен с меньшими звеньями, алмазы вероятно весят около 150 карат.Большой рубин в центре около 3,90 карат.
Это очень большое и тяжелое украшение оно должно быть невероятно смотрелось на стройной Ирине, которая одной из первых приняла прямые линии авангардной парижской моды.